На главную Обратная связь Карта сайта
Аналитический Центр по ипотечному кредитованию
и секьюритизации

Надежными ипотечными заемщиками больше не являются

Россияне, считавшиеся когда-то надежными ипотечными заемщиками, таковыми больше не являются. В кризис каждый седьмой выданный в 2006-2007 гг. кредит пришлось реструктурировать, сейчас просрочен каждый десятый.
 
В 2009-2010 гг. в реструктуризации ипотечных кредитов нуждалось более 63 400 заемщиков. Столько обращений за консультацией поступило в Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК), сообщил гендиректор агентства Андрей Языков. 45 000 заемщиков реструктурировали кредиты. Почти пятая часть (около 8500) сделали это с помощью агентства, остальные договорились с банками-кредиторами. Языков отмечает, что большая часть обращений за реструктуризацией поступила от заемщиков, взявших кредиты в 2006-2007 гг.
 
Статистику по количеству выданных ипотечных кредитов ЦБ ведет с 2008 г. По данным Росреестра, за 2006-2007 гг. было выдано около 328 000 ипотечных закладных. Таким образом, получается, что через процедуру реструктуризации прошел каждый седьмой кредит. Правда, часть банков выдает ипотеку без оформления закладных. Поэтому этот показатель может быть ниже, отмечает руководитель аналитического центра АИЖК Анна Любимцева. Но она же указывает, что, по данным АИЖК, к концу 2010 г. был просрочен каждый десятый ипотечный кредит.
 
До кризиса ситуация с платежами по ипотеке была совершенно другой. Просрочка по ней не превышала 1%.
 
На рост просрочки по ипотеке в кризис повлияло несколько причин, говорит член правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко. Значительная часть кредитов привлекалась в валюте, бизнесмены привлекали кредиты под залог квартир, часть средств привлекалась по плавающим ставкам, завязанным на ставки денежного рынка. В кризис рубль упал на 30%, бизнес встал, а ставки подскочили втрое, напоминает Степаненко. Поэтому так много кредитов нуждались в реструктуризации. После кризиса валютной ипотеки и нецелевых кредитов под залог недвижимости выдается в разы меньше, отмечает Степаненко.
 
Просрочка по-прежнему остается на высоком уровне, потому что после кризиса доходы людей растут медленно, а накопления были потрачены, объясняет Любимцева. К тому же если кредит хоть раз был просрочен, вернуться в график тяжело. А некоторым заемщикам кредит так и не был реструктурирован, поэтому эти люди обслуживают задолженность, насколько им позволяют возможности, отмечает Языков.
 
Он считает успешными итоги программы реструктуризации. К концу 2010 г. более половины заемщиков, которые прошли через АРИЖК, перестали нуждаться в поддержке агентства, восстановив свою платежеспособность, а 266 человек (3%) досрочно погасили кредиты. "Мы ожидали, что повторных дефолтов будет больше", — говорит Языков. Благодаря правильно подобранным параметрам — ставке по новому кредиту, размеру платежей в первые месяцы — 87% реструктурированных кредитов обслуживаются без единой просрочки. Такие результаты не у всех: есть ряд банков, у которых из-за неграмотно построенного графика погашений нагрузка на заемщиков оказалась слишком высокой — в итоге почти половина из реструктурированных кредитов вновь вышла на просрочку, признает Языков. АРИЖК было вынуждено провести свыше 3000 повторных реструктуризаций для заемщиков таких банков.

Ведомости
07.02.2011

Мы в соцсетях
Ссылки
 Наверх