На главную Обратная связь Карта сайта
Аналитический Центр по ипотечному кредитованию
и секьюритизации

Первый план Полсона принят — очередь за вторым

Все-таки и в США исполнительная власть кое-что может. В пятницу палата представителей со второй попытки поддержала план спасения американской экономики, предусматривающий выкуп за счет бюджета неликвидных ипотечных бумаг на $700 млрд. Можно рассчитывать на небольшую передышку, но план, похоже, не спасет ни США от рецессии, ни Россию — от проблем дорожающих кредитов.

Уже накануне решающего голосования в палате представителей было ясно, что противники плана министра финансов США Генри Полсона висят на волоске. Из 12 скептиков, чьи голоса помешали провести план в минувший понедельник, восемь передумали и объявили о поддержке предложений президента Буша и его министра финансов. Настроения выразила конгрессмен из Калифорнии Хильда Солс. В интервью агентству Bloomberg она призналась, что просто боится за американскую экономику. «Конечно, поддержать документ сложно, но мы делаем правильную вещь», — резюмировала Солс. Рынки в штатах правильно угадали логику законодателей. В пятницу, еще до голосования, фондовые индексы отреагировали ростом на плохие новости. Оказалось, что число рабочих мест в несельскохозяйственных отраслях экономики уменьшилось в сентябре на 159 000. Значит, за антикризисный план проголосуют, рассудили трейдеры — и не ошиблись.

-----
Равновесие как таковое редко наблюдается в реальной жизни — рыночные цены имеют злостную склонность к колебаниям.
Джордж Сорос
Алхимия финансов
-----

Рецессии США, судя по всему, уже не избежать. Аналитики исследовательской организации MarketWatch, отмечая, что квартальные потребительские расходы в стране сократились впервые с начала 1990-х гг., на прошлой неделе пришли к выводу, что экономический спад уже на дворе. По их мнению, рецессия продлится не менее трех кварталов подряд, а роста раньше будущей весны американцам ждать не стоит.

В такой обстановке президенту Бушу было чем убеждать строптивых конгрессменов, которых он обзванивал лично. Решить вопрос помог и межпартийный консенсус: с президентом согласились оба кандидата на его место — Джон Маккейн и Барак Обама. Правда, и при этом они умудрились поспорить — из-за кого сорвалось первое голосование.

Но дело не только в политических маневрах. Новая версия плана, подготовленная буквально за два дня после провала первого голосования, выглядела более демократичной. Потратить $700 млрд ради неправильно оценивших риски банков, причем не сократив ни цента других расходов, а увеличив и без того огромный государственный долг (свыше $10 трлн), — это одно. Добавить к основному пакету помощи еще и налоговые льготы для граждан на $149 млрд, и дополнительные гарантии по банковским вкладам, которые временно повышаются со $100 000 до $250 000, — это уже несколько другое.

При доработке антикризисного плана возникли и неожиданные получатели помощи, такие как крупные автомобильные концерны, пострадавшие от спада потребительской активности. За несколько дней до голосования президент Буш выделил на льготные кредиты автопромышленности $25 млрд. Эти средства освоят и General Motors, и Ford, и Chrysler: вместо рыночной ставки 15% они получат деньги всего под 5%. Иностранцев не допустят; производители, чьи заводы работают менее 20 лет, не смогут участвовать в программе. Правда, помощь оказывается не просто так, а при условии, что компании будут инвестировать в производство более экономичных и экологически чистых авто. Щедрая раздача помощи — хороший способ склонить на свою сторону лоббистов в парламенте.



 

-----
5% — по такой ставке получат льготный кредит американские автопроизводители
-----

Противники спасительных мер между тем довольно быстро исчерпали свои аргументы. «Боюсь, что в итоге план может оказаться неэффективным», — заявлял республиканец из Техаса Джеб Хенсарлинг еще во время первого голосования в конгрессе. Предложенные шаги, по его словам, могут поставить США на «скользкий путь социализма». Правда, в это же время левые противники плана митинговали на лужайке перед Капитолием в карикатурных цилиндрах «богачей с Уолл-стрит», которым только и помогает власть, забывшая о «простых американцах».

ПОКУПАТЕЛЬ МУСОРА

Понятно, что принятый план должен называться «план Буша-Бернанке-Полсона». Президент обеспечил политическую поддержку, а кто, как не глава ФРС, держит руку на пульсе рынка? Однако реформаторская активность выдвинула на первый план Генри Полсона. В 2005 г. из 100 самых высокооплачиваемых менеджеров Уолл-стрит Полсон занимал 81-е место с жалованьем $38 млн. Он вполне мог бы остаться по ту сторону баррикад и сейчас сам ожидать государственной помощи. Впрочем, Goldman Sachs, в котором Полсон проработал более 30 лет, в том числе семь лет на посту председателя совета директоров и исполнительного директора компании, пока счастливчик. Он хотя и потерял статус инвестбанка, но сохранил самостоятельность, да и из рискованных ипотечных облигаций вовремя вышел.

Еще полгода назад Полсон рассказывал конгрессу о другом плане: тогда речь шла о покрытии не финансовых, а юридических дыр. Полсон предлагал радикально реформировать регуляторов финансовых рынков. Как известно, и Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC) организовали в 1934 г., после Великой депрессии, а закон Сарбейнса-Оксли с жесткими требованиями по раскрытию информации приняли в 2002 г. — на волне скандалов с липовой отчетностью в Enron и других компаниях. «Система регуляторов разрасталась каждый раз, когда нужно было реагировать на события», — признал весной американский минфин и предложил продолжать в том же духе.

Проект реформы включает создание специального ипотечного регулятора, ведь кризис допустили на жилищном фронте. Игроки увлеклись производными финансовыми инструментами, риски по которым непонятны, — так возник пузырь облигаций sub-prime. Для лучшего наблюдения над деривативами в целом Полсон предлагал объединить SEC c CFTC (Комиссией по срочной биржевой торговле). Усилить банковский надзор должно было помочь слияние управления контролера денежного обращения с управлением надзора за сберегательными учреждениями. Ну а главным звеном оставалась ФРС с новыми полномочиями: регулировать не только коммерческие, но и инвестиционные банки вроде злополучного Bear Stearns — первой жертвы разгоравшегося кризиса. Несколько месяцев назад никто и подумать не мог, что казавшиеся вечными инвестбанки Уолл-стрит вымрут как класс и предложение Полсона потеряет актуальность.

Весенние тезисы не были оформлены в пакет законопроектов, потом волна банкротств и угроза паралича всей финансовой системы заставили думать о пожарных мерах. Теперь ужесточение регулирования вновь становится актуальным.

Впрочем, одна новая могущественная госорганизация по принятому плану появится. Это Фонд страхования проблемных активов (Troubled Assets Insurance Financing Fund). Аббревиатура TAIFF рискует стать не менее известной, чем SEC, — хотя бы на время. Именно этот фонд получит для начала $250 млрд на выкуп неликвидных ипотечных бумаг, которые и стали непосредственной причиной нынешнего кризиса. Еще $100 млрд будет предоставлено с разрешения президента, а остальные $350 млрд возможно использовать только после санкции конгресса. Деньги будут распределяться в течение двух лет на аукционах. Таким образом, банки получат возможность почистить свои балансы и вновь начнут доверять друг другу. Платой за помощь станет усиление надзора, причем довольно нерациональное: например, предполагается ограничить размер вознаграждения банкирам.

В ходе доработки план вообще оброс подробностями: суть, изложенная на трех страницах, превратилась в бюрократический кирпич на 451 листе. Это значительно снизит эффективность, опасается Стивен Роуч — глава Morgan Stanley Asia. Например, в условиях кризиса и даже паники нецелесообразно делить единый пакет помощи в $700 млрд на три транша. Роуч — не единственный критик плана Полсона.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Еще в конце сентября 166 экономистов написали письмо президенту Бушу с призывом отказаться от предложений министра финансов. Учеными двигала не классовая ненависть к воротилам, а логика убежденных рыночников: за неправильное решение надо заплатить. Так считает один из подписантов — Дирк Крюгер из Университета Пенсильвании. С его точки зрения, реальная ситуация очень проста: несколько крупных инвестиционных банков оказалось под угрозой банкротства. «Ну и надо дать им исчезнуть. Ведь не спасло же государство Lehman Brothers — и ничего не произошло», — восклицает экономист. Реальный сектор экономики может пострадать, если проблемы появятся у коммерческих банков, а у них денег пока много. Еще более радикален Джеффри Мирон из Гарварда. «Государство должно позволить банкротствам, слияниям и поглощениям идти своим чередом на Уолл-стрит, — считает Мирон, — а в дальнейшем просто уничтожить Fannie и Freddie и отказаться от продвижения идеи владения домами и развития рынка жилой недвижимости». Помогая рынку, чиновники всего лишь толкают заемщиков и кредиторов на принятие плохих экономических решений.

Есть другие пути помочь банкам, уверен коллега Мирона по университету Дэвид Шарфштайн. Например, можно вынудить банки выпустить новые акции, попытаться найти средства на фондовом рынке и у частных инвесторов. Государство могло бы помочь с реструктуризацией долгосрочных долгов, но просто выкупать плохие активы — неправильно.

Если бы план Полсона не прошел, неизбежная рецессия в США была бы просто еще глубже, считает Нариман Бехравеш, главный аналитик Global Insight. «Без сомнения, нас ждет в будущем ужесточение правительством правил игры». Но в государство как панацею Бехравеш не верит: «Надо помнить, что очень зарегулированные финансовые рынки не спасли Японию и Южную Корею от гораздо более тяжелого, чем нынешний, финансового кризиса в 1990-х».

Однако, похоже, ближе к реальности, в которой принимаются решения, Джей Брайсон — старший экономист банка Wachovia, который как раз в минувшую пятницу был куплен конкурентом — американским банком Wells Fargo — за $15,1 млрд. Wachovia связался с плохими активами в 2006 г., приобретя в самый разгар бума на американском рынке недвижимости ипотечный банк Golden West за $25 млрд. Брайсон не подписывал писем протеста. Он наблюдает кризис изнутри, и от него трудно ждать объективности. «Рассуждать об альтернативных планах сегодня глупо, — возмущается Брайсон. — Надо срочно что-то делать, и план Полсона — не худший, а может, и лучший вариант». Другое дело, что оказанной банкам помощи мало. «План — это еще не решение проблемы, это лишь краткосрочная таблетка. Уже скоро американскому правительству надо будет решать, что делать, чтобы подобное не повторилось», — размышляет Брайсон. Результатом станет ужесточение регулирования финансовых рынков — смотри весенние предложения американского минфина.

Слова Брайсона отражают ту реакцию на кризис, которая наиболее понятна и в Москве. План Полсона если и пустит зеленую ракету над российским фондовым рынком, то ненадолго. Местных проблем вроде дешевой нефти или трудностей российских компаний с кредитованием заморская бумага не решит. Но действия американских регуляторов дают урок и российским. Есть проблемы — государство должно ужесточить надзор. Каждое — на своем рынке.

Ведомости
06.10.2008

Мы в соцсетях
Ссылки
 Наверх